В последних публикациях о компании «Авгур», разработчике и поставщике комплексной информационной системы управления предприятием «Авгур9i», она неизменно упоминается вкупе с группой компаний «Орловские металлы». И немудрено, ведь на предприятиях данного холдинга проходит сейчас внедрение этой системы, которая хорошо зарекомендовала себя здесь как решение для промышленных предприятий со сложной организационной структурой. На фоне таких масштабных мероприятий как-то затерялось одно из внедрений разработки специалистов компании «Авгур» не столь грандиозных размеров, однако достаточно интересное, а в чем-то даже и показательное.
Новые реалии – новые решения
Все началось в 2000 году, когда руководство завода «Молдавкабель», несмотря на нестабильное политическое и экономическое положение Приднестровья, всерьез озаботилось перспективами своего развития. Новые условия хозяйствования, построение на территории бывшего СССР рыночной экономики поставили перед заводом ряд новых задач в области сбыта продукции, управления закупками, производственной деятельности. Это потребовало переосмысления всех сторон деятельности предприятия, включая информационные технологии. Выбор малоизвестного на тот момент для России и стран ближнего зарубежья решения был смелым шагом. Но, надо отметить, риск оправдал себя.
Выбор поставщика и системы
Разработанная специалистами компании «Авгур» информационная система отличалась необходимым заводу «Молдавкабель» комплексом характеристик. В основе решения лежали передовые технологии, что делало его достаточно гибким и перспективным. Система работала в среде Интернет/Интранет, тогда как на тот момент большинство подобных разработок были решены в клиент-серверной архитектуре. А также система позволяла обрабатывать необходимые заводу «Молдавкабель» объемы информации.
Немаловажным стал вопрос стоимости владения системой. Были проведены подробные исследования стоимости сопровождения, обучения специалистов, развития системы в случае необходимости, и однозначно преимущество было у разработки специалистов компании «Авгур».
Таким образом, выбор был сделан в пользу данной системы исходя из технологической стороны вопроса, применимости к условиям Приднестровья, не слишком отличающимся от российских, скорости освоения, а также фактора безопасности. Кроме того, в системе наилучшим образом были реализованы процессы, автоматизация которых была признана руководство завода «Молдавкабель» жизненно необходимой: персонал, закупки, сбыт, производство и т.д.
Подготовительный этап
Внедрению комплексной информационной системы предшествовал этап предпроектного обследования, на котором были детально проанализированы цели внедрения системы и критерии их достижения. Немаловажно и то, что в ходе этого этапа обе стороны – и заказчик, и поставщик - получили возможность познакомиться с методами работы друг друга. В результате были четко сформулированы цели и задачи основных этапов проекта, их продолжительность и стоимость. Параллельно создавалась внутризаводская компьютерная сеть, проводилось обучение персонала работе в системе.
С точки зрения поставщика информационной системы, конечно, идеально было бы сначала изменить либо усовершенствовать бизнес-процессы на предприятии, а затем переходить к их автоматизации. В свою очередь, предприятия-заказчики весьма осторожно подходят к коренным изменениям. Но специалисты компании «Авгур» нашли понимание у руководства завода «Молдавкабель», которое и не стремилось перерабатывать систему под неэффективные бизнес-процессы. Поставщиками и заказчиками совместно были разработаны регламенты по автоматизируемым процессам, которыми сейчас руководствуются сотрудники предприятия. Нельзя предусмотреть все моменты сразу, поэтому данные документы в процессе работы обычно дополняются.
Внедрение
Люди всегда были и остаются главным достоянием завода «Молдавкабель», и внедрение подсистемы «Персонал» было приоритетной задачей на предприятии, поэтому и проводилось в первую очередь. В системе создана и ведется единая база данных, куда заносятся все сведения о работающих на заводе «Молдавкабель», о его организационной структуре и штатном расписании. Осуществление организационного менеджмента, управление оплатой труда и временными данными позволили перейти на качественно более высокий уровень управления персоналом.
Следующим по очередности, но не по значимости, стало внедрение подсистем «Материальные потоки» и «Производство». Благодаря этому на заводе «Молдавкабель» был создан полный замкнутый цикл с точки зрения концепции ERP (управление ресурсами предприятия на основе принципа единого хранилища данных). Фактически реализована цепочка «закупки - склады - производство - сбыт».
Все операции, связанные с формированием потребностей в материалах для производства, заявок, оформление договоров и заказов на закупку, выполняются средствами комплексной информационной системы. Заявки на материалы формируются из планов производства кабеля с использованием спецификаций и технологических карт с учетом наличия материалов на складах. Это исключает возможность закупки невостребованных материалов, уменьшает уровень запасов на складах.
Процессы формирования и контроля договоров на закупку, оприходования закупленных материалов, контроль счетов, реализованные в системе, позволяют полностью контролировать цепочку закупки материалов.
Учет материалов на центральных и цеховых складах, оперативное отражение в системе конкретного места возникновения затрат, производственного или ремонтного заказа тоже стало возможным благодаря внедрению разработки специалистов компании «Авгур».
Функция управления сбытом кабеля тоже реализована в системе. Поступающие заказы клиентов оперативно вводятся в систему со всеми требуемыми реквизитами, необходимыми для формирования в автоматическом режиме товаросопроводительных документов. Сформированный таким образом портфель заказов ежедневно передается по системе в цеха, где в режиме реального времени ведется учет отгрузки и печатаются товарно-сопроводительные документы. Информация об отгрузке готовой продукции автоматически поступает в систему.
Система также позволяет получать аналитическую информацию по дебиторам и кредиторам. Это значит, что существует возможность в любой момент времени посмотреть задолженность предприятия перед любым из поставщиков, и наоборот, проанализировать историю отношений с поставщиком, сделать сравнительный анализ поставщиков одного вида продукции.
Все данные вводятся в системе один раз, так как все подсистемы интегрированы между собой и операция, проведенная в одной из них, влечет за собой необходимые изменения в системе.
Эффект есть
Сегодня на заводе около 200 человек используют возможности комплексной информационной системы в своей деятельности. Контроль над этим процессом осуществляет отдел АСУП завода «Молдавкабель».
Возможности комплексной информационной системы позволяют повысить эффективность управления и получить преимущества в конкурентной борьбе за счет:
увеличивающейся эффективности использования оборотных средств с оптимизацией товарно-материальных запасов (ТМЗ);
снижение затрат на закупку ТМЗ на основании долгосрочного прогноза потребления;
организация управления сбытом, нацеленного на своевременного выполнение каждого конкретного заказа и опирающегося на имеющуюся в системе оперативную и достоверную информацию о выполнении его по всем подразделениям.
На данный момент завод «Молдавкабель» - крупнейший в Молдавии производитель кабельно-проводниковой продукции. Сегодня предприятие производит современные кабели и провода высокого качества с различными типами изоляции и оболочки. Значительная часть продукции экспортируется в десятки стран мира. Как показала почти 45-летняя практика, завод «Молдавкабель», за время своего существования заработал репутацию надёжного делового партнёра, стабильно работающего и выпускающего качественную продукцию. И немаловажную роль сыграл здесь тот факт, что предприятие традиционно отслеживает появление ноу-хау на рынке современных компьютерных технологий и средств коммуникаций. Пять лет назад его руководство пошло на смелый шаг – внедрение мало известной на тот момент разработки специалистов компании «Авгур» - и получило надежный и эффективный инструмент управления предприятием. А специалисты компании «Авгур» не остановились на достигнутом: их детище – комплексная информационная система - постоянно совершенствуется и успешно внедряется на различных предприятиях и холдингах нашей страны.
Татьяна Лысова
|